История города Бухары
Бухара — один из древнейших городов мира, который на протяжении многих столетий вносит большой вклад в развитие духовной и материальной культуры человечества.
Городом – сказкой, городом-музеем называют Бухару во всем мире. Являясь одним из древнейших городов мира, с неповторимыми памятниками архитектуры, Бухара привлекает туристов со всего света.
«Бухоро — и — шариф», «Благородная», «Священная» — это один из многочисленных эпитетов, которыми награждался наш древний город. Бухара — один из немногих городов мира, который рос и непрерывно развивался на одном и том же месте, начиная с V века до н.э.
В 1993 году историческая часть города включена международной организацией ЮНЕСКО в списки городов всемирного исторического наследия человечества. В 1997 году под эгидой ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 2500-летие со времени основания города. Сохранившееся архитектурное наследие Бухары представляет собой редкостное сочетание памятников разных эпох, характеризующих развитие народного зодчества на протяжении XXV веков. По общему количеству памятников монументальной и жилой архитектуры, а их насчитывается более 400, Бухара по праву считается самым большим в Центральной Азии музеем под открытым небом. Город-музей обрёл статус государственного архитектурно-художественного музея-заповедника, призванного охранять и преумножать его нетленную красоту.
Прошлое Бухары было насыщено важными историческими событиями, не раз город противостоял натиску врагов, становясь центром кровопролитных боев и освободительных движений. Захваченная и разрушенная, но не повергнутая, она затем вновь возрождалась и благоустраивалась.
Археологические исследования, а также находки древних монет свидетельствуют о том, что Бухара являлась крупнейшим центром городской цивилизации в Центральной Азии, еще задолго до новой эры внесшей достойный вклад в развитие мировой культуры.
В V-IV тысячелетии до н.э. низовья реки Зарафшан заселяли охотничье-рыболовецкие племена. Во II тысячелетии до н.э. низовья реки Зарафшан и долина реки Махандарьи были заняты племенами, культура которых носила название заманбабинской культуры. Племена занимались скотоводством и земледелием.
Заманбабинская культура сложилась на основе местной неолитической культуры под влиянием оседло – земледельческих культур юга Средней Азии. Важнейшим памятником этой культуры является могильник и поселения Заманбаба (Каракульский район Бухарской области).
В Бухаре формы протогосударственного объединения складываются в предахеменидское время, в I тыс. до н.э. и несколько позднее, в VII-VI в.в. до н.э. происходит формирование историко-культурной области – Согдианы, (Бухара – Западный Согд).
Освоение Согда человеком относится к эпохе верхнего палеолита (40-12 тыс. до н.э.). В VI-V в.в. до н.э., наряду с другими историко-культурными областями, Согдиана упоминается в географическом списке Видеваты («Авеста»), надписях ахеменидских царей (Бехистун).
Согд – древняя историко-культурная область. Этимология топонима «Согд» остается неясной. В науке утвердилось мнение, что оно обозначает «гореть», «блистать», «светить». Есть другие объяснения: «божья прелесть», «страна плодородных земель».
На территории Западного Согда обнаружены и исследованы выдающиеся памятники материальной и художественной культуры – городище Варахша IV в. до н.э. (Жондорский район), Пайкенд IV в. до н.э. (Каракульский район), Ромиш (Ромитанский район) Бухарской области, Арк (IV в. до н.э.) (город Бухара).
«Бухарский оазис», — писал известный археолог В.А.Шишкин, может быть назван «даром Зарафшана» с таким же правом, как древние называли Египет «даром Нила». Но Зарафшан, так же как и Нил, Инд или Хуанхэ, лишь обеспечил необходимые природные условия для человека, оплодотворившего землю своим трудом».
В разные времена этот город называли по-разному: Бухо, Буху, Бухаэр, Бухала, Фифо, Пухала, Нумижкат и Фохира. Известный историк Мухаммад Наршахи (900-960 г.г.), в своей книге «История Бухары» пишет, что арабские путешественники называли Бухару «Мадинат ус-суфия», то есть «Медным городом», а также «Мадинат ут-тужур», что значит «Купеческий город».
Становление и развитие древней государственности
Формирование историко-культурной области – Согдианы приходится на начало I тыс. до н.э. – 539 г. до н.э. В этот период усматриваются первоначальные формы государства с разветвленной системой иерархии политической власти.
В древности территория Бухары входила в состав различных государств: Ахеменидского Ирана, державы Александра Македонского, владений Селевкидов, Греко-Бактрийского царства, Кушанской империи, Эфталитского государства, Тюркского Каганата, Арабского халифата, государства Саманидов, Караханидов, империи Чингиз-хана, Темуридов, государства Шейбанидов. С этого времени Бухара становится постоянной столицей ханства, вплоть до 20-х годов ХХ века.
Более поздние легенды гласят, что в древности Бухара была песчаной низменностью, покрытой озерами и болотами. Сюда потянулись многие охотники и рыбаки из Туркестана, и появились поселения. Поселенцы выбрали из своей среды князя по имени Абруй, который жил в Пайкенде. Со временем он стал тираном, и жители обратились к соседнему вождю за помощью. Шерикишвар – сын правителя тюрков Карачурина, освободил жителей Бухары от Абруя, а его самого положили в мешок с красными осами, от укусов которых он и умер. Шерикишвар призвал обратно всех имущих жителей, которые бежали от Абруя, и они образовали род знатных «худат».
Далее правитель Бухары Бидун стал известен тем, что обновил дворец, поставленный Афрасиабом, а по другим сведениям – Сиавушем, велел вырезать свое имя на железной доске и прибить её к воротам дворца.
Легенды, народные сказы донесли до нас много интересного. Так, дворец, нынешний Арк, при восстановлении Бидуном много раз разрушался сам собою. Тогда был создан совет мудрецов, по совету которых крепость была возведена на семи каменных столбах в подражании плану семизвездия (Большой Медведицы). Получив такую опору, дворец стоит до наших дней.